Записаться
Позвонить
Написать
Обратный звонок
Выбор города
Саратов Волгоград Краснодар
Записаться
Позвонить
Написать
Обратный звонок
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Синдром дефицита внимания (СДВГ)

Время чтения: 11 мин
27235
Обновлено: 05.11.2024

О заболевании

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ― сложное нейроповеденческое расстройство, от которого страдают миллионы пациентов во всем мире. Оно ярко проявляется и легче всего диагностируется в детстве. Одним из самых известных маркеров расстройства является гиперактивность. С годами типичные проявления могут ослабевать, «сглаживаться». У ребенка с синдромом гиперактивности и дефицита внимания нарушено правильное функционирование ЦНС, особенно в зоне ретикулярной формации мозга. Патология вызывает сложности с концентрацией и сохранением внимания, проблемы с памятью и обучением. У большинства детей с СДВГ есть серьезные трудности при обработке информации. Диагноз СДВГ обычно ставят на основании общепринятых диагностических критериев. Лечение заболевания включает прием медикаментов, поведенческую терапию и различные образовательные мероприятия для детей.

Другие названия заболевания: расстройство внимания с гиперактивностью, гиперактивное расстройство с дефицитом внимания.
Основные симптомы: невнимательность, неумение сосредоточиться, частые ошибки из-за небрежности, трудности с удержанием внимания при выполнении задач, забывчивость, трудности с организацией дел, избегание длительных умственных усилий, неусидчивость, повышенная двигательная активность, чрезмерная разговорчивость, импульсивность.
Лечением занимается: психолог, психиатр, невролог, нейропсихолог.
Записаться на прием
Статья для пациентов с диагностированной доктором болезнью. Не заменяет приём врача и не может использоваться для самодиагностики.

Причины

Причины появления СДВГ до конца не изучены. Ученые считают, что ведущей причиной развития СДВГ является наследственная предрасположенность. Исследования показали, что наследуемость синдрома составляет около 74%. Это означает, что дети, чьи родители или близкие родственники страдали от СДВГ, имеют повышенный риск развития этого расстройства. СДВГ часто передается в семьях, что и подтверждает его генетическую природу.

Поскольку у всех пациентов СДВГ проявляется по-разному, на его развитие могут влиять внешние факторы ― воздействие токсинов, различные инфекции, неблагоприятная экологическая обстановка. Например, эти инфекционные заболевания во время беременности представляют угрозу для нормального развития мозга плода. Некоторые клинические исследования указывают на связь между пренатальным воздействием токсичных веществ и повышенным риском развития синдрома гиперактивности у ребенка. Не менее важной причиной могут стать инфекции, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

Несмотря на разнообразие факторов, способствующих развитию синдрома дефицита внимания, точная причина в большинстве случаев остается неизвестной.

Эпидемиология

В зависимости от критериев оценки, синдром гиперактивности с дефицитом внимания присутствует у 1-2%, 3-5 %, 5-7% и даже более (до 25-30%) младших школьников (оценка поведения гиперактивного ребенка в разных обстановках, например, в классе и с семьей дома). СДВГ диагностируется в два-три раза чаще у мальчиков, чем у девочек, а во взрослом возрасте в 1,6 раза чаще у мужчин, чем у женщин. Хотя у девочек это расстройство не замечается или диагностируется позднее, поскольку симптомы иногда отличаются от диагностических критериев.

Около 30-50% людей с диагнозом СДВГ в детстве продолжают страдать им и в зрелом возрасте. У взрослых гиперактивность обычно сменяется внутренним беспокойством, и они часто развивают навыки преодоления трудностей, чтобы компенсировать свои нарушения. Рекомендации по управлению СДВГ различаются и обычно включают комбинацию лекарственных препаратов, консультации с психологом или психотерапевтом и коррекцию образа жизни.

Патогенез

Этиология и точные механизмы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью достоверно неизвестны.

По мнению большинства исследователей, патогенез СДВГ связан с нарушениями в регуляции нейромедиаторных систем, особенно дофаминергической и норадренергической. Нейромедиаторы (дофаминергические и норадренергические) играют ключевую роль в когнитивных и исполнительных процессах, таких как внимание, память и контроль импульсов. Нарушения в их регуляции могут приводить к симптомам СДВГ.

Системы дофамина и норадреналина функционируют по механизму «перевернутой буквы U»: как слишком высокая, так и слишком низкая активность этих нейромедиаторов способна нарушать нормальную работу мозга. Например, дофаминовые рецепторы D1 и D2 участвуют в процессах обучения и двигательной активности, их нарушения могут приводить к проблемам с поведением и вниманием. У пациентов с СДВГ часто наблюдается повышенная активность транспортера дофамина (DAT), который отвечает за обратный захват дофамина.

Норэпинефрин (норадреналин) также влияет на рабочую память и внимание. Способность запоминать информацию и концентрироваться зависит от связывания нейромедиаторов с различными типами рецепторов: α2-рецепторы улучшают рабочую память, а α1-рецепторы отвечают за устойчивое внимание.

Что касается роли генетики в развитии синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей, на эту тему проводились различные научные исследования. Существуют гипотезы, что несколько генов связаны с развитием СДВГ. Молекулярно-генетические исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности показали влияние разных генов на развитие болезни. В первую очередь, это гены, которые координируют работу дофаминовой и серотонинергической систем, такие как DRD4, DAT1, HTR1B, 5-HTTLPR. Системы играют ключевую роль в контроле внимания и поведения. Это обусловило появление полигенной концепции заболевания. Близнецовый метод, семейный анализ и метод приемных детей показали наследуемость СДВГ около 70–80%. Данные генетических исследований по проблеме СДВГ аккумулируются международной организацией ADHD Molecular Genetics Network.

У детей с синдромом гиперактивности наблюдается задержка созревания префронтальных отделов коры на несколько лет, что приводит к слабому контролю импульсивности и чрезмерной активности. Задержка объясняет, почему симптомы СДВГ часто усиливаются именно в школьном возрасте, когда требуется большее внимание и контроль за своими действиями.

Экологические факторы также играют роль в развитии СДВГ, но их влияние рассматривается скорее как коррелирующее, а не причинное. Взаимодействие генетики и внешней среды усложняет выявление точных факторов риска. Эпигенетические и метагеномные исследования могут помочь лучше понять эту взаимосвязь, но их результаты пока ограничены из-за малых размеров выборок. Важными инструментами для дальнейших исследований станут международные консорциумы, например, проект Eat2BeNice, который изучает влияние питания и образа жизни на СДВГ.

Структурные и функциональные изменения мозга при СДВГ

Многочисленные исследования подтверждают наличие изменений в мозге у пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), особенно у детей. Например, исследовательская рабочая группа по СДВГ консорциума ENIGMA (Enhancing NeuroImaging Genetics) подтвердила уменьшение объёмов подкорковых областей мозга: прилежащего ядра, миндалины, хвостатого тела, гиппокампа и скорлупы. Отмечается снижение площади поверхности коры в лобной, поясной и височной областях и уменьшение ее толщины в отдельных зонах. Такие изменения чаще встречаются у детей с СДВГ и редко наблюдаются у взрослых (что указывает на возрастные особенности патологии).

Исследования с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) показывают связь СДВГ с изменениями в участках головного мозга, отвечающих за внимание, эмоции, сенсорную и двигательную деятельность.

Симптомы

Симптомы СДВГ можно разделить на несколько групп. Основные из них:

Симптомы невнимательности:

  1. Ребенок не в силах сосредоточиться на деталях во время учебных занятий.
  2. С трудом удерживает внимание в процессе учебной деятельности, допускает ошибки из-за невнимания, пропускает детали, не дочитывает инструкции или задание до конца.
  3. Не реагирует на речь, обращенную к нему ― поэтому может сложиться впечатление, что он не слушает.
  4. Часто не завершает начатые задания, не придерживается инструкций, отвлекается на посторонние вещи.
  5. Испытывает трудности с подготовкой, планированием и с совершением своей деятельности.
  6. Всячески избегает выполнять задачи, связанные с умственным напряжением, ответственностью, принятием решений.
  7. Часто теряет личные вещи, забывает об обещаниях, рассеян.

Симптомы гиперактивности:

  1. Не может долго усидеть на одном месте.
  2. Постоянно двигается, зачастую без конкретной цели.
  3. Не любит и не хочет играть в спокойные игры без двигательной активности.
  4. Почти всегда вертится, отвлекается, куда-то спешит.
  5. Говорит слишком много и активно.

Симптомы импульсивности:

  1. Поспешно отвечает на обращенные к нему вопросы, не думает прежде чем дать ответ.
  2. Нетерпелив, не способен спокойно дождаться своей очереди, чтобы что-то сказать или сделать.
  3. Часто перебивает, влезает в беседы других людей, обрывает диалоги на полуслове.

Кроме того, у детей с диагнозом СДВГ могут быть и следующие проявления:

  • раздражительность, капризность, плаксивость;
  • навязчивость;
  • упрямство;
  • нарушения сна;
  • переутомление после выплеска эмоций;
  • рассеянность;
  • трудности с восприятием ― ребенок плохо запоминает, не может перевести рисунок с образца на бумагу, плохо воспринимает на слух музыку или речь и так далее;
  • чувство страха, сильная тревожность;
  • быстрое переключение на более интересные занятия;
  • неврологические нарушения — тремор пальцев рук, непроизвольные мышечные сокращения, несогласованность движений, нарушение координации, равновесия, чувства баланса.

У детей с СДВГ часто возникают сложности в отношениях как с ровесниками, так и с взрослыми. Их поведение вызывает непонимание, что приводит к отторжению со стороны окружающих. Дети с СДВГ не намеренно доставляют неудобства другим, но их поступки мешают выстраивать нормальные социальные связи. Даже во взрослом возрасте эти поведенческие особенности сохраняются, но с осознанием проблемы и самоконтролем у них появляется шанс наладить отношения.

Взаимоотношения с родителями у детей с СДВГ тоже обычно нарушены. Ребенок не оправдывает ожиданий родителей, и многим сложно принять его таким, какой он есть. В результате непонимания и отсутствия знаний о том, как правильно взаимодействовать с таким ребенком, родители испытывают трудности в воспитании.

Дети с СДВГ осознают, что окружающие недовольны их поведением, что ведет к чувству отверженности и частым неудачам в общении с близкими. Это усугубляет их внутренние протестные реакции. Несмотря на свою особенность, такие дети хотят быть понятыми и принятыми. Импульсивное поведение и дефицит внимания мешают детям с СДВГ успешно участвовать в играх, так как они не могут соблюдать установленные правила. Постоянные неудачи приводят к эмоциональным вспышкам и агрессивному поведению. Из-за этого сверстники часто отвергают их, что мешает социальной адаптации.

Симптомы и признаки СДВГ у взрослых

Синдром дефицита внимания встречается как у детей, так и взрослых. Примерно 50-60% взрослых пациентов сталкиваются с яркими проявлениями дефицита внимания, если диагноз уже был поставлен в раннем возрасте.

Получите консультацию по телефону или запишитесь на прием

Классификация и стадии заболевания

Еще в 1994 году Американская ассоциация психиатров разработала руководство, в котором выделила три типа СДВГ.

  1. Синдром гиперактивности с преобладанием дефицита внимания. Расстройство проявляется неврологическими и поведенческими нарушениями, которые нуждаются в коррекции. Этот тип СДВГ характеризуется неспособностью человека концентрироваться на деталях и удерживать внимание на задачах, особенно если те требуют продолжительного умственного напряжения. Дети и взрослые с данным типом СДВГ часто кажутся мечтательными, рассеянными, забывчивыми. Они отвлекаются на любые внешние факторы и могут не завершать начатые дела.
  2. Синдром гиперактивности без дефицита внимания. Данная форма отличается от первой тем, что ребенок при чрезмерной двигательной активности и импульсивности способен концентрироваться на задачах. Гиперактивный ребенок с этим типом СДВГ постоянно находится в движении, не способен усидеть на месте, разговаривает без остановки и часто перебивает других. Он создает впечатление неконтролируемого ребенка, но при этом него нет проблем с вниманием или сосредоточенностью.
  3. Смешанный тип. В этом случае человек с СДВГ демонстрирует признаки гиперактивного и невнимательного типов. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей диагностируется чаще всего, это самая распространенная форма. У ребенка имеются типичные признаки СДВГ, включая невнимательность, чрезмерную активность, импульсивность. Пациент испытывает проблемы с концентрацией на заданиях, легко отвлекается, забывает нужные детали. Одновременно они проявляют излишнюю активность, не могут спокойно сидеть, все время двигаются, эмоционально и много общаются. Этот тип СДВГ ярко проявляет себя в детстве, сказывается на учебе, поведении, отношениях в семье.

Последствия СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности зачастую сочетается с другими проблемами, которые ухудшают жизнь и взаимоотношения как в детском, так и во взрослом возрасте.

  1. Трудности в учебе. Из-за невнимательности и проблем с организацией дети с СДВГ часто отстают в учебе. В результате формируется негативное отношение к школе, снижается успеваемость по сравнению со сверстниками. Родителям все время нужно контролировать выполнение домашних заданий, оценки, а также заниматься поведением ребенка.
  2. Пониженная самооценка. Неудачи в учебе, конфликты из-за поведения, жалобы учителей ― все это может понизить самооценку ребенка, сформировать у него чувство неполноценности. В итоге ребенок чувствует себя хуже по сравнению с другими, что приводит к дополнительным психологическим проблемам.
  3. Отсутствие друзей. Дети с СДВГ нередко испытывают трудности в общении с ровесниками из-за своей импульсивности, неумения соблюдать правила, перепадов настроения. Проблемы с поведением в обществе. Импульсивность способствовать опасному поведению — ребенок не думает о последствиях своих действий, поэтому всегда рискует попасть в аварию, получить травму, упасть. К тому же у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может появиться агрессивность. Они конфликтуют со сверстниками, родителями, учителями.
  4. Риск развития вторичных психических расстройств. СДВГ часто сопровождается сопутствующими психическими нарушениями: тревожностью, депрессией, дисфорией.

Известно, что пациенты с СДВГ во взрослом возрасте сталкиваются с проблемами в поиске работы, реже получают высшее образование, так как не доучиваются в ВУЗе. У людей с этим диагнозом распространены случаи попадания в ДТП и правонарушений, дорожно-транспортные происшествия и нарушения.

Диагностика

Диагностика СДВГ ― сложный процесс, который состоит из нескольких этапов и требует опыта и квалификации от врача. Диагностика дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей чаще всего занимается врач-психиатр. Проблемы, связанные с диагностикой, условно можно разделить на две большие категории: гипердиагностика и неверные неврологические диагнозы. Дело в том, что гиперактивность и нарушения внимания зачастую лишь верхушка психопатологического «айсберга». Они встречаются и при других состояниях, поэтому СДВГ легко спутать со следующими заболеваниями:

  1. Расстройства аутистического спектра ― здесь гиперактивность может быть признаком фрагментарности восприятия окружающего мира.
  2. Психогенные расстройства. К ним относятся различные неврозы, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и расстройства адаптации. Они также вызывают симптомы, похожие на СДВГ.
  3. Дефекты воспитания, педагогическая запущенность.
  4. Аффективные расстройства (депрессия, тревога).
  5. Органические поражения головного мозга. Причинами гиперактивности и нарушения внимания часто становятся такие патологии, как перинатальная энцефалопатия, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции.

Согласно исследованиям, появление типичных признаков СДВГ приходится на дошкольный возраст. Часто СДВГ ошибочно диагностируют, путая его с расторможенностью и дефицитом внимания, возникающими при неврозах и невротических реакциях. В большинстве случаев неврозы и невротические реакции возникают как ответ на психотравмирующие внешние факторы.

Кроме того, при наличии органической патологии головного мозга когнитивные и поведенческие нарушения часто связаны с перенесенной гипоксией, тяжелыми родами или родовыми травмами. Симптомы в этих случаях отличаются по проявлениям и возрастной динамике от СДВГ.

Для постановки диагноза СДВГ состояние обследуемого ребенка должно соответствовать ряду критериев. У каждого типа СДВГ существует свой список критериев. Диагноз подтверждается в том случае, если по итогам опроса и осмотра выявлено не менее шести из перечисленных симптомов. Кроме того, характерные признаки СДВГ:

  • проявляются более полугода;
  • ярко выражены (более, чем положено при естественном развитии ребенка);
  • появляются минимум в двух ситуациях, например, дома и в школе;
  • мешают привычной жизни, взаимоотношениям, учебе или работе;
  • дебютируют в возрасте до 12 лет.

Дефицит внимания не стоит путать со свойственной многим детям высокой двигательной активностью. Также при постановке диагноза стоит учитывать темперамент ребенка, его индивидуальные особенности внимания и самоконтроля. Не стоит забывать, что внимание и умение концентрироваться у детей часто связаны с мотивацией. Иногда дети не считают нужным уделять внимание делу, если не знают, для чего оно и какой результат можно получить.

Как проходит консультация врача

При подозрении на СДВГ у ребенка следует обратиться к психиатру или неврологу. Обращаясь к специалистам, обязательно возьмите с собой результаты предыдущих обследований и выписки из медицинской карты.

Врач начинает прием со сбора анамнеза. Например, беседует с родителями, выясняя, какие симптомы были замечены и когда они появились. Важна информация, как протекали беременность и роды, были ли родовые травмы, внутриутробные инфекции и так далее. Врач спрашивает о том, как ребенок ведет себя в разных социальных ситуациях — дома, с друзьями, на учебе.

При диагностике СДВГ у взрослого пациента врач попросит рассказать о его детских и подростковых проблемах, связанных с нарушением внимания, концентрации или памяти. Неврологический осмотр включает тесты на координацию движений, моторные навыки и рефлексы. Он поможет подтвердить или исключить неврологические нарушения у ребенка, которые могут влиять на его поведение. Иногда проводится проверка чувствительности различных частей тела.

Изучение психического состояния при диагностике СДВГ включает:

  • оценку когнитивных функций;
  • проверку речевого развития;
  • изучение способности ребенка удерживать внимание, не реагируя на отвлекающие факторы.

При диагностике также применяются различные анкетирования, тесты и опросники. Например, хорошо себя зарекомендовала методика М.Люшера для определения уровня эмоционально-волевой сферы.

Дополнительные исследования при подозрении на СДВГ:

  • общий и биохимический анализы крови;
  • исследование уровня гормонов щитовидной железы;
  • определение уровня кортизола, адреналина, норадреналина;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • магнитно-резонансная томография (по показаниям).

Врач может назначить дополнительные исследования, чтобы исключить другие причины симптомов СДВГ, например, эндокринные нарушения или железодефицитную анемию. Они также влияют на привычное поведение ребенка.

В диагностике СДВГ требуется комплексный и всесторонний подход. Чтобы точно поставить диагноз СДВГ у детей и взрослых зачастую привлекают нескольких специалистов. Используются специальные шкалы и опросники, тесты на память, внимание, концентрацию.

Поскольку СДВГ связан с нарушением в нейромедиаторных системах головного мозга, несвоевременная диагностика и попытки насильно заставить ребенка быть «усидчивым» не только не приведут к положительному результату, но и усугубят ситуацию. То же можно сказать о неврозах, депрессиях и резидуально-органических поражениях головного мозга.

Лечение

Для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности специалисты применяют комплексный подход. Лечебный план включает работу психотерапевта с семьей, обучение родителей методам воспитания детей с СДВГ, помощь ребенку в развитии социальных навыков. При необходимости назначают медикаментозное лечение.

Поведенческая психотерапия

При лечении пациентов с СДВГ активно используются психотерапевтические методики, в особенности поведенческая терапия. Врач работает и с ребенком, и с родителями. Специалист расскажет, как родителям стоит вести себя с ребенком, чтобы он мог лучше контролировать свое поведение и проявление эмоций. Для детей могут быть полезны системы поощрения, например, альбомы с наклейками за успехи.

В ходе работы врач проводит психотерапевтические сеансы, чтобы научить ребенка самоконтролю и концентрации. Многие сеансы проводятся в игровой форме. Поведенческая терапия научит ребенка общаться, контролировать агрессию, улучшить отношения с родителями, учителями, одноклассниками.

Поведенческая терапия используется и как самостоятельный метод, и в сочетании с медикаментозным лечением.

Медикаментозное лечение

Прием лекарств назначают, если работы с психотерапевтом недостаточно. Но принимать любые медикаменты без консультации с врачом нельзя. Психотерапевт определит, какие именно препараты необходимы в вашем случае и в какой дозировке нужно их принимать. Несоблюдение этих рекомендаций чревато побочными эффектами.

Хотя современные лекарства для лечения СДВГ эффективны в облегчении симптомов и предотвращении многих негативных последствий, у некоторых пациентов наблюдается недостаточная реакция на терапию. Кроме того, долгосрочные эффекты этих препаратов остаются не до конца изученными. Поэтому необходимы дальнейшие исследования для лучшего понимания патофизиологии СДВГ с целью улучшения диагностики и лечения.

Детям и взрослым с симптомами СДВГ рекомендуется умеренная физическая активность. Важно правильно питаться, полноценно высыпаться, придерживаться одного и того же режима дня.

Профилактика

Не существует таких мероприятий, которые могли бы на 100% предотвратить синдром дефицита внимания и гиперактивности. Зачастую профилактика СДВГ у ребенка начинается еще до его рождения. Беременной женщине необходимо вести здоровый образ жизни: избегать стрессов, вредных привычек, особенно алкоголя и курения, которые могут негативно повлиять на развитие мозга плода. Важно следить за полноценным питанием и регулярно наблюдаться у врача.

После рождения ребенка обращайте внимание на его развитие, при подозрении на задержку или при появлении тревожных симптомов в поведении обращайтесь к специалисту. Дома следует создать поддерживающую среду для ребенка с четким распорядком дня, здоровым и полноценным сном, ежедневной физической активностью.

Прогноз

Прогноз при СДВГ зависит от своевременно поставленного диагноза и качества лечения. В большинстве случаев прогноз благоприятный. Симптомы СДВГ становятся менее выраженными, что хорошо влияет на успеваемость, отношения со сверстниками, поведение в целом.

Некоторых взрослых при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью беспокоят трудности с концентрацией, организованностью, контролем своих эмоций. Но благодаря психотерапии и медикаментозной поддержке люди с этим диагнозом могут жить нормальной активной жизнью и добиваться успеха в разных сферах деятельности.

Для диагностики и лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей обратитесь к врачам клиники «СОВА» в Воронеже. Записаться на прием можно по телефону колл-центра, на сайте или через мобильное приложение.

Получите консультацию по телефону или запишитесь на прием
Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом
Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача!
Врачи
Стаж: 19 лет
Азарова Александра Михайловна
Врач-психотерапевт, Врач-психиатр
Категория: Высшая
Прием пациентов с 5 лет
Прием врача-психиатра, психотерапевта (50 мин.): 6000 ₽
Выезд специалиста на дом: 10000 ₽
Запишитесь на прием:
ул. Никитинская, 52
Уважаемые пациенты! Накануне приема с вами свяжется оператор колл-центра для подтверждения записи. В случае отсутствия подтверждения, запись будет аннулирована.

Не принимает по ДМС
Запись по телефону +7 (473) 373-03-03
Стаж: 25 лет
Попова Инна Ивановна
Врач-психотерапевт, Врач-психиатр
Прием пациентов с 14 лет
Прием врача-психиатра, психотерапевта: 4200 ₽
Консультация в присутствии родственников (60 минут): 5500 ₽
Запишитесь на прием:
ул. Никитинская, 52
Уважаемые пациенты! Накануне приема с вами свяжется оператор колл-центра для подтверждения записи. В случае отсутствия подтверждения, запись будет аннулирована.

Не принимает по ДМС
Запись по телефону +7 (473) 373-03-03
Стаж: 21 год
Скрябина Елена Владимировна
Психолог
Прием пациентов с 7 лет
Прием (тестирование, консультация) медицинского психолога, главного специалиста: 5000 ₽
Запишитесь на прием:
Московский пр-т, 90

Уважаемые пациенты! Накануне приема с вами свяжется оператор колл-центра для подтверждения записи. В случае отсутствия подтверждения, запись будет аннулирована.

Не принимает по ДМС

Запись по телефону +7 (473) 373-03-03
Стаж: 6 лет
Ильинская Валерия Юрьевна
Врач-психиатр детский, психотерапевт детский
Прием пациентов с 2 до 18 лет
Психотерапия проводится с детьми 13+
Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра, ведущего специалиста: 4200 ₽
Выезд специалиста на дом: 10000 ₽
Запишитесь на прием:
ул. Никитинская, 52
Уважаемые пациенты! Накануне приема с вами свяжется оператор колл-центра для подтверждения записи. В случае отсутствия подтверждения, запись будет аннулирована.

Не принимает по ДМС
Запись по телефону +7 (473) 373-03-03
Мы используем файлы cookies и сервисы интернет-аналитики, такие как Яндекс.Метрика, для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie и подтверждаете, что ознакомлены с Политикой в отношении обработки персональных данных.