Выберите шрифт Tahoma Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) : Стандартный Средний Большой
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ― сложное нейроповеденческое расстройство, от которого страдают миллионы пациентов во всем мире. Оно ярко проявляется и легче всего диагностируется в детстве. Одним из самых известных маркеров расстройства является гиперактивность. С годами типичные проявления могут ослабевать, «сглаживаться». У ребенка с синдромом гиперактивности и дефицита внимания нарушено правильное функционирование ЦНС, особенно в зоне ретикулярной формации мозга. Патология вызывает сложности с концентрацией и сохранением внимания, проблемы с памятью и обучением. У большинства детей с СДВГ есть серьезные трудности при обработке информации. Диагноз СДВГ обычно ставят на основании общепринятых диагностических критериев. Лечение заболевания включает прием медикаментов, поведенческую терапию и различные образовательные мероприятия для детей.
Причины появления СДВГ до конца не изучены. Ученые считают, что ведущей причиной развития СДВГ является наследственная предрасположенность. Исследования показали, что наследуемость синдрома составляет около 74%. Это означает, что дети, чьи родители или близкие родственники страдали от СДВГ, имеют повышенный риск развития этого расстройства. СДВГ часто передается в семьях, что и подтверждает его генетическую природу.
Поскольку у всех пациентов СДВГ проявляется по-разному, на его развитие могут влиять внешние факторы ― воздействие токсинов, различные инфекции, неблагоприятная экологическая обстановка. Например, эти инфекционные заболевания во время беременности представляют угрозу для нормального развития мозга плода. Некоторые клинические исследования указывают на связь между пренатальным воздействием токсичных веществ и повышенным риском развития синдрома гиперактивности у ребенка. Не менее важной причиной могут стать инфекции, перенесенные ребенком в первые годы жизни.
Несмотря на разнообразие факторов, способствующих развитию синдрома дефицита внимания, точная причина в большинстве случаев остается неизвестной.
В зависимости от критериев оценки, синдром гиперактивности с дефицитом внимания присутствует у 1-2%, 3-5 %, 5-7% и даже более (до 25-30%) младших школьников (оценка поведения гиперактивного ребенка в разных обстановках, например, в классе и с семьей дома). СДВГ диагностируется в два-три раза чаще у мальчиков, чем у девочек, а во взрослом возрасте в 1,6 раза чаще у мужчин, чем у женщин. Хотя у девочек это расстройство не замечается или диагностируется позднее, поскольку симптомы иногда отличаются от диагностических критериев.
Около 30-50% людей с диагнозом СДВГ в детстве продолжают страдать им и в зрелом возрасте. У взрослых гиперактивность обычно сменяется внутренним беспокойством, и они часто развивают навыки преодоления трудностей, чтобы компенсировать свои нарушения. Рекомендации по управлению СДВГ различаются и обычно включают комбинацию лекарственных препаратов, консультации с психологом или психотерапевтом и коррекцию образа жизни.
Этиология и точные механизмы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью достоверно неизвестны.
По мнению большинства исследователей, патогенез СДВГ связан с нарушениями в регуляции нейромедиаторных систем, особенно дофаминергической и норадренергической. Нейромедиаторы (дофаминергические и норадренергические) играют ключевую роль в когнитивных и исполнительных процессах, таких как внимание, память и контроль импульсов. Нарушения в их регуляции могут приводить к симптомам СДВГ.
Системы дофамина и норадреналина функционируют по механизму «перевернутой буквы U»: как слишком высокая, так и слишком низкая активность этих нейромедиаторов способна нарушать нормальную работу мозга. Например, дофаминовые рецепторы D1 и D2 участвуют в процессах обучения и двигательной активности, их нарушения могут приводить к проблемам с поведением и вниманием. У пациентов с СДВГ часто наблюдается повышенная активность транспортера дофамина (DAT), который отвечает за обратный захват дофамина.
Норэпинефрин (норадреналин) также влияет на рабочую память и внимание. Способность запоминать информацию и концентрироваться зависит от связывания нейромедиаторов с различными типами рецепторов: α2-рецепторы улучшают рабочую память, а α1-рецепторы отвечают за устойчивое внимание.
Что касается роли генетики в развитии синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей, на эту тему проводились различные научные исследования. Существуют гипотезы, что несколько генов связаны с развитием СДВГ. Молекулярно-генетические исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности показали влияние разных генов на развитие болезни. В первую очередь, это гены, которые координируют работу дофаминовой и серотонинергической систем, такие как DRD4, DAT1, HTR1B, 5-HTTLPR. Системы играют ключевую роль в контроле внимания и поведения. Это обусловило появление полигенной концепции заболевания. Близнецовый метод, семейный анализ и метод приемных детей показали наследуемость СДВГ около 70–80%. Данные генетических исследований по проблеме СДВГ аккумулируются международной организацией ADHD Molecular Genetics Network.
У детей с синдромом гиперактивности наблюдается задержка созревания префронтальных отделов коры на несколько лет, что приводит к слабому контролю импульсивности и чрезмерной активности. Задержка объясняет, почему симптомы СДВГ часто усиливаются именно в школьном возрасте, когда требуется большее внимание и контроль за своими действиями.
Экологические факторы также играют роль в развитии СДВГ, но их влияние рассматривается скорее как коррелирующее, а не причинное. Взаимодействие генетики и внешней среды усложняет выявление точных факторов риска. Эпигенетические и метагеномные исследования могут помочь лучше понять эту взаимосвязь, но их результаты пока ограничены из-за малых размеров выборок. Важными инструментами для дальнейших исследований станут международные консорциумы, например, проект Eat2BeNice, который изучает влияние питания и образа жизни на СДВГ.
Многочисленные исследования подтверждают наличие изменений в мозге у пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), особенно у детей. Например, исследовательская рабочая группа по СДВГ консорциума ENIGMA (Enhancing NeuroImaging Genetics) подтвердила уменьшение объёмов подкорковых областей мозга: прилежащего ядра, миндалины, хвостатого тела, гиппокампа и скорлупы. Отмечается снижение площади поверхности коры в лобной, поясной и височной областях и уменьшение ее толщины в отдельных зонах. Такие изменения чаще встречаются у детей с СДВГ и редко наблюдаются у взрослых (что указывает на возрастные особенности патологии).
Симптомы СДВГ можно разделить на несколько групп. Основные из них:
Симптомы невнимательности:
Симптомы гиперактивности:
Симптомы импульсивности:
Кроме того, у детей с диагнозом СДВГ могут быть и следующие проявления:
У детей с СДВГ часто возникают сложности в отношениях как с ровесниками, так и с взрослыми. Их поведение вызывает непонимание, что приводит к отторжению со стороны окружающих. Дети с СДВГ не намеренно доставляют неудобства другим, но их поступки мешают выстраивать нормальные социальные связи. Даже во взрослом возрасте эти поведенческие особенности сохраняются, но с осознанием проблемы и самоконтролем у них появляется шанс наладить отношения.
Взаимоотношения с родителями у детей с СДВГ тоже обычно нарушены. Ребенок не оправдывает ожиданий родителей, и многим сложно принять его таким, какой он есть. В результате непонимания и отсутствия знаний о том, как правильно взаимодействовать с таким ребенком, родители испытывают трудности в воспитании.
Дети с СДВГ осознают, что окружающие недовольны их поведением, что ведет к чувству отверженности и частым неудачам в общении с близкими. Это усугубляет их внутренние протестные реакции. Несмотря на свою особенность, такие дети хотят быть понятыми и принятыми. Импульсивное поведение и дефицит внимания мешают детям с СДВГ успешно участвовать в играх, так как они не могут соблюдать установленные правила. Постоянные неудачи приводят к эмоциональным вспышкам и агрессивному поведению. Из-за этого сверстники часто отвергают их, что мешает социальной адаптации.
Синдром дефицита внимания встречается как у детей, так и взрослых. Примерно 50-60% взрослых пациентов сталкиваются с яркими проявлениями дефицита внимания, если диагноз уже был поставлен в раннем возрасте.
Еще в 1994 году Американская ассоциация психиатров разработала руководство, в котором выделила три типа СДВГ.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности зачастую сочетается с другими проблемами, которые ухудшают жизнь и взаимоотношения как в детском, так и во взрослом возрасте.
Известно, что пациенты с СДВГ во взрослом возрасте сталкиваются с проблемами в поиске работы, реже получают высшее образование, так как не доучиваются в ВУЗе. У людей с этим диагнозом распространены случаи попадания в ДТП и правонарушений, дорожно-транспортные происшествия и нарушения.
Диагностика СДВГ ― сложный процесс, который состоит из нескольких этапов и требует опыта и квалификации от врача. Диагностика дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей чаще всего занимается врач-психиатр. Проблемы, связанные с диагностикой, условно можно разделить на две большие категории: гипердиагностика и неверные неврологические диагнозы. Дело в том, что гиперактивность и нарушения внимания зачастую лишь верхушка психопатологического «айсберга». Они встречаются и при других состояниях, поэтому СДВГ легко спутать со следующими заболеваниями:
Согласно исследованиям, появление типичных признаков СДВГ приходится на дошкольный возраст. Часто СДВГ ошибочно диагностируют, путая его с расторможенностью и дефицитом внимания, возникающими при неврозах и невротических реакциях. В большинстве случаев неврозы и невротические реакции возникают как ответ на психотравмирующие внешние факторы.
Кроме того, при наличии органической патологии головного мозга когнитивные и поведенческие нарушения часто связаны с перенесенной гипоксией, тяжелыми родами или родовыми травмами. Симптомы в этих случаях отличаются по проявлениям и возрастной динамике от СДВГ.
Для постановки диагноза СДВГ состояние обследуемого ребенка должно соответствовать ряду критериев. У каждого типа СДВГ существует свой список критериев. Диагноз подтверждается в том случае, если по итогам опроса и осмотра выявлено не менее шести из перечисленных симптомов. Кроме того, характерные признаки СДВГ:
Дефицит внимания не стоит путать со свойственной многим детям высокой двигательной активностью. Также при постановке диагноза стоит учитывать темперамент ребенка, его индивидуальные особенности внимания и самоконтроля. Не стоит забывать, что внимание и умение концентрироваться у детей часто связаны с мотивацией. Иногда дети не считают нужным уделять внимание делу, если не знают, для чего оно и какой результат можно получить.
При подозрении на СДВГ у ребенка следует обратиться к психиатру или неврологу. Обращаясь к специалистам, обязательно возьмите с собой результаты предыдущих обследований и выписки из медицинской карты.
Врач начинает прием со сбора анамнеза. Например, беседует с родителями, выясняя, какие симптомы были замечены и когда они появились. Важна информация, как протекали беременность и роды, были ли родовые травмы, внутриутробные инфекции и так далее. Врач спрашивает о том, как ребенок ведет себя в разных социальных ситуациях — дома, с друзьями, на учебе.
При диагностике СДВГ у взрослого пациента врач попросит рассказать о его детских и подростковых проблемах, связанных с нарушением внимания, концентрации или памяти. Неврологический осмотр включает тесты на координацию движений, моторные навыки и рефлексы. Он поможет подтвердить или исключить неврологические нарушения у ребенка, которые могут влиять на его поведение. Иногда проводится проверка чувствительности различных частей тела.
Изучение психического состояния при диагностике СДВГ включает:
При диагностике также применяются различные анкетирования, тесты и опросники. Например, хорошо себя зарекомендовала методика М.Люшера для определения уровня эмоционально-волевой сферы.
Врач может назначить дополнительные исследования, чтобы исключить другие причины симптомов СДВГ, например, эндокринные нарушения или железодефицитную анемию. Они также влияют на привычное поведение ребенка.
Поскольку СДВГ связан с нарушением в нейромедиаторных системах головного мозга, несвоевременная диагностика и попытки насильно заставить ребенка быть «усидчивым» не только не приведут к положительному результату, но и усугубят ситуацию. То же можно сказать о неврозах, депрессиях и резидуально-органических поражениях головного мозга.
Для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности специалисты применяют комплексный подход. Лечебный план включает работу психотерапевта с семьей, обучение родителей методам воспитания детей с СДВГ, помощь ребенку в развитии социальных навыков. При необходимости назначают медикаментозное лечение.
При лечении пациентов с СДВГ активно используются психотерапевтические методики, в особенности поведенческая терапия. Врач работает и с ребенком, и с родителями. Специалист расскажет, как родителям стоит вести себя с ребенком, чтобы он мог лучше контролировать свое поведение и проявление эмоций. Для детей могут быть полезны системы поощрения, например, альбомы с наклейками за успехи.
В ходе работы врач проводит психотерапевтические сеансы, чтобы научить ребенка самоконтролю и концентрации. Многие сеансы проводятся в игровой форме. Поведенческая терапия научит ребенка общаться, контролировать агрессию, улучшить отношения с родителями, учителями, одноклассниками.
Поведенческая терапия используется и как самостоятельный метод, и в сочетании с медикаментозным лечением.
Прием лекарств назначают, если работы с психотерапевтом недостаточно. Но принимать любые медикаменты без консультации с врачом нельзя. Психотерапевт определит, какие именно препараты необходимы в вашем случае и в какой дозировке нужно их принимать. Несоблюдение этих рекомендаций чревато побочными эффектами.
Хотя современные лекарства для лечения СДВГ эффективны в облегчении симптомов и предотвращении многих негативных последствий, у некоторых пациентов наблюдается недостаточная реакция на терапию. Кроме того, долгосрочные эффекты этих препаратов остаются не до конца изученными. Поэтому необходимы дальнейшие исследования для лучшего понимания патофизиологии СДВГ с целью улучшения диагностики и лечения.
Детям и взрослым с симптомами СДВГ рекомендуется умеренная физическая активность. Важно правильно питаться, полноценно высыпаться, придерживаться одного и того же режима дня.
Не существует таких мероприятий, которые могли бы на 100% предотвратить синдром дефицита внимания и гиперактивности. Зачастую профилактика СДВГ у ребенка начинается еще до его рождения. Беременной женщине необходимо вести здоровый образ жизни: избегать стрессов, вредных привычек, особенно алкоголя и курения, которые могут негативно повлиять на развитие мозга плода. Важно следить за полноценным питанием и регулярно наблюдаться у врача.
После рождения ребенка обращайте внимание на его развитие, при подозрении на задержку или при появлении тревожных симптомов в поведении обращайтесь к специалисту. Дома следует создать поддерживающую среду для ребенка с четким распорядком дня, здоровым и полноценным сном, ежедневной физической активностью.
Прогноз при СДВГ зависит от своевременно поставленного диагноза и качества лечения. В большинстве случаев прогноз благоприятный. Симптомы СДВГ становятся менее выраженными, что хорошо влияет на успеваемость, отношения со сверстниками, поведение в целом.
Некоторых взрослых при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью беспокоят трудности с концентрацией, организованностью, контролем своих эмоций. Но благодаря психотерапии и медикаментозной поддержке люди с этим диагнозом могут жить нормальной активной жизнью и добиваться успеха в разных сферах деятельности.
Для диагностики и лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей обратитесь к врачам клиники «СОВА» в Воронеже. Записаться на прием можно по телефону колл-центра, на сайте или через мобильное приложение.
Уважаемые пациенты! Накануне приема с вами свяжется оператор колл-центра для подтверждения записи. В случае отсутствия подтверждения, запись будет аннулирована.
Не принимает по ДМС