Автор статьи: Азарова Александра Михайловна,
Врач-психотерапевт, Врач-психиатр
Как часто стресс является причиной проблем со здоровьем у детей и подростков?
К сожалению, очень часто. Причём проблемы со здоровьем, вызванные стрессом, могут быть самыми разнообразными. Это не только тревога и депрессия, как многие привыкли считать, но и проблемы с иммунитетом и даже задержка роста.
А что может стать сильным стрессом для маленьких детей?
Конечно же, у самых маленьких стресс всегда связан с родителями, точнее, с недостатком их внимания и физического контакта. Для правильного развития психики ребенка в течение нескольких месяцев необходим постоянный контакт с родителем, ему особенно необходима мама, так как в первый год жизни нейронные сети в мозге человека продолжают созревать. Если мама недостаточное количество времени находится рядом, то это стресс для ребенка, и потом будет масса проблем, связанных в том числе с работой центров многих потребностей.
Были ли проведены какие-то исследования на эту тему?
Да, конечно. Ситуации депривации физического контакта с родителем были смоделированы экспериментально на обезьянах и крысах.
Работа, проведенная Полом Плоцки в Университете Эмори, показывает, что лишение матери вызывает у крыс вызывает неблагоприятные последствия: увеличение уровня глюкокортикоидов во время стресса и слабое восстановление после него, повышение тревожности, замедленное развитие отделов мозга, ответственных за обучение и память. Другое исследования показывают, что ранняя травма увеличивает риск синдрома раздраженного кишечника во взрослом возрасте, а подобные исследования на животных показывают, что ранний стресс приводит к тому, что впоследствии в ответ на стресс в кишечнике возникают слишком сильные сокращения. В моей практике достаточно много подростков, страдающих от болезненных спазмов кишечника при возникновении малейшего стресса. Их долго обследуют терапевты и гастроэнтерологи, не находят никакой патологии и направляют к психотерапевту.
Одно из самых известных исследований было проведено психологом Гарри Харлоу из Висконсинского университета. Он брал детенышей макак-резусов и изолировал их от матери. Вместо нее он предлагал им выбор из двух искусственных «суррогатных» матерей. У одной искусственной была деревянная голова обезьяны, присоединенная к деревянному туловищу. В середине туловища была прикреплена бутылочка с молоком. Эта суррогатная мать «кормила» детенышей. У другой суррогатной матери были такая же голова и проволочное туловище. Но бутылочки с молоком не было, а ее фигура была обернута в мягкую махровую ткань. И как ни странно, обезьяны выбирали «мать», обернутую в мягкую ткань. Оказалось, что дети любят маму не потому, что она помогает им сбалансированно питаться. Дети любят маму, потому что мама любит их, — по крайней мере, она мягкая и к ней можно прижаться. «Человеку нужно не только молоко. Любовь — это эмоция, а не бутылочка или ложечка для кормления», — писал Харлоу.
То есть хорошего питания, комфортных условий проживания и обучения недостаточно ребенку для правильного развития?
К сожалению, это так. Недостаточное внимание со стороны близких и социальная изоляция – это факторы, крайне негативно влияющие на развитие.
А что же происходит у подростков? Часто они не очень-то ищут контакта с родителями и жалуются, что их не понимают.
Если родители не занимались налаживанием контакта с детьми в более раннем возрасте, то дальше в их отношениях всё станет ещё сложнее. В своей практике я часто сталкиваюсь не только с подростками, жалующимися на непонимание родителей, но и с обратной ситуацией – родители не могут донести свою позицию детям так, чтобы те поняли и не игнорировали. К сожалению, многие родители требуют от детей и подростков «взрослого поведения», не учитывая того факта, что лобная кора головного мозга полностью созревает только к 20-30 годам. А что же делает лобная кора? Она обеспечивает оперативное запоминание, организацию информации с последующим стратегическим воплощение её в действиях, долговременное планирование, регуляцию эмоций, сдерживание импульсивных действий. Юность – это время риска, поиска новизны, поиска социального взаимодействия. И это время гормональных изменений, а гормоны влияют на структуру и функции мозга, на количество рецепторов различных нейромедиаторов. Поэтому подростки более импульсивны, склонны к переоценке собственных сил, недооценке рисков, и все попытки их «переделать» не увенчаются успехом.
Но ведь эту проблему непонимания можно решить?
Конечно. В первую очередь, нужно уделять ребенку достаточно внимания, чтобы он не чувствовал себя покинутым, интересоваться его жизнью искренне, а не «для галочки», и договариваясь о чём-то, честно соблюдать свою часть договорённости. И всегда нужно помнить, что ребёнок – это не вы, у него другой мозг, другой гормональный фон, другие интересы, у него нет того уровня самоконтроля, который есть у взрослого. Кстати, самоконтролю он тоже учится у взрослых, а если взрослый себя не контролирует и постоянно кричит, то это воспринимается ребёнком как «нормальное поведение», поэтому не стоит удивляться, когда ребёнок, став подростком, сам начнёт кричать на взрослых.
О чём всегда нужно помнить родителям при взаимодействии с детьми?
Процитирую доктора Хаима Гинотта (детский психолог, педагог, психотерапевт): «Дети похожи на мокрый цемент. Все, что на него попадает, оставляет свой отпечаток». Об этом никогда нельзя забывать.
