Автор статьи: Аширова Жанна Станиславовна,
Врач-психиатр
Тревожные расстройства – это группа аффективных расстройств, при которых человек испытывает такие чувства, как страх, беспокойство, ужас, которые не соответствуют вызвавшим их обстоятельствам и препятствуют нормальным реакциям организма.
Тем не менее, в ряде случаев беспокойство относится к норме:
- маленькие дети пугаются, когда остаются без матери, особенно, если это происходит в незнакомом месте;
- у детей в возрасте 3-4 лет часто бывает страх темноты, пауков, жуков;
- застенчивость у детей может привести к увеличению тревоги в новых обстоятельствах;
- дети старшего возраста нередко испытывают страх травмы или смерти;
- в старшем возрасте нередко нервничают, если изучают книгу в присутствии одноклассников.
Причины возникновения заболевания
Мозг тревожного ребенка имеет уникальную нейробиологическую организацию. Это не дефект или поломка, а особый способ обработки информации, который сформировался под влиянием генетики и среды.
Амигдала – центр обработки эмоционально значимой информации. У детей с тревожными расстройствами он увеличен в объеме на 10-15% и демонстрирует повышенную реактивность. Исследование Blackford & Pine (2012) на выборке 310 детей показало 40% увеличение активности при предъявлении неоднозначных стимулов. Эта особенность позволяет быстрее замечать потенциальные угрозы, но также приводит к ложным тревогам.
Префронтальная кора – область, отвечающая за регуляцию эмоций и принятие решений. При расстройствах показывает снижение активности вентромедиальных отделов (Sylvester et al., 2025). У всех детей эта область созревает последней, окончательно к 25 годам, но у тревожных детей процесс созревания может быть замедлен на 2-3 года.
Нейромедиаторные особенности:
- ГАМК (основной тормозной медиатор): снижение концентрации на 20-30% в коре.
- Серотонин: нарушение баланса между синтезом и обратным захватом.
- Норадреналин: повышение базового уровня на 40-50%.
Важное открытие последних лет – эти изменения обратимы. После успешной терапии, как психологической, так и медикаментозной, структура и функции мозга нормализуются. Мозг ребенка обладает высокой пластичностью, и правильные вмешательства буквально перестраивают нейронные сети.
Основные тревожные расстройства детского возраста
Различают следующие виды тревожных расстройств у детей:
- сепарационное тревожное расстройство;
- генерализованное тревожное расстройство;
- социальное тревожное расстройство;
- специфические фобии;
- паническое расстройство;
- селективный мутизм.
Основные симптомы
Нарушения чаще всего проявляются следующим образом:
- стойкое, выраженное беспокойство;
- гиперестезия – раздражительность, плаксивость, пугливость на незначительные раздражители;
- избегающее поведение, которое проявляется как отказ от школы, активных игр или прогулок;
- компульсии, например, частое мытье рук, онихофагия, перебирание одежды или волос;
- соматические проявления: головокружение, потемнение в глазах, боли в животе или сердце.
Возможные осложнения
Следует учесть, что дети не до конца понимают, что с ними происходит, не способны оценить важность собственных переживаний, поэтому они не всегда могут своевременно сообщить о том, что их тревога увеличилась, а подавленное настроение не проходит. Долгое игнорирование этих состояний способны перерасти в депрессию или стать причиной аутических расстройств поведения. Дети склонны обвинять во всем себя, переживают одиночество и замыкаются в нем. В результате возрастает уровень социальной дезадаптации, а также риск попыток суицида.
Диагностика
Специалист использует следующие методы для выявления расстройства:
Беседа. Общение с ребенком позволяет выяснить тревоги и страхи, а также обнаружить их причину, которая может скрываться в деструктивных семейных отношениях, проблемой в школе или с учебой, или же быть вызвана каким-либо тяжелым событием в прошлом.
Наблюдение. Оценка поведения и эмоций ребенка помогает обнаружить характерные для тревожного состояния эмоциональную и двигательную скованность, гиперреакции на раздражители, например, вход другого человека в помещение или шум за пределами кабинета. Дети младшего возраста нередко не хотят отходить от мамы или же не смотрят в глаза, отводя взгляд.
Опросники. Используются стандартные методики для выявления тревоги, такие как шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса, тест на определение уровня тревожности Бека.
Проективные тесты. Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются методики, выявляющие неосознаваемые доминирующие эмоции (страх, беспокойство) и проблемы в межличностных отношениях. К ним относятся рисуночные тесты (рисунок человека, семьи, несуществующего животного) и проективный тест «Выбери лицо».
ВАЖНО! Лечением занимается психиатр, психотерапевт, клинический психолог.
Консервативные методы лечения
Профессиональная помощь при выявлении тревожных расстройств у детей включает следующие методы:
- Индивидуальная психотерапия. Сеансы когнитивно-поведенческой терапии помогают скорректировать деструктивные убеждения и заменить их на позитивные. Также психотерапевт помогает освоить навыки управления эмоциями и учит решать проблемы. В итоге ребенок лучше адаптируется в сложных обстоятельствах и имеет навыки справляться со стрессом. Кроме того, с тревогой, основанной на страхе и фобиях, помогает справиться техника систематической десенсибилизации. Это методика заключается в использовании техник релаксации для снижения уровня тревожности.
- Семейная психотерапия. В тех случаях, если развитие тревожности связано с семейными отношениями, то необходимо провести психотерапевтическую работу с родителями. Взаимодействуя с семьей, психотерапевт использует техники когнитивной психотерапии, гештальт-терапии, что помогает улучшить коммуникацию между членами семьи. Кроме того, родители учатся лучше понимать ребенка, контролировать собственные эмоции и избегать ситуаций, провоцирующих тревогу у малыша.
- Лекарственная терапия. Медикаментозная помощь показана при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. Для долгосрочной терапии используются антидепрессанты. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Применение анксиолитиков в возрасте до 18 лет оправдано в исключительных случаях, когда имеются острые симптомы. С этой целью используются бензодиазепины, терапия проводится краткосрочно.
Профилактика заболевания
Включает следующие факторы:
-
Семейная атмосфера и воспитание. Нужно стремиться создать доверительные отношения в семье. Для этого будьте открыты к общению, внимательно слушайте ребёнка, смотрите в глаза и больше обнимайте его, поощряйте и хвалите за успехи, даже небольшие, формируйте адекватную самооценку, выделяя его достоинства. Обязательно будьте последовательны, установите чёткие правила и ожидания, и следуйте им сами, последовательность в воспитании и поощрениях создаёт чувство безопасности). Не прибегайте к запугиванию, избегайте невыполнимых наказаний и не заставляйте ребёнка насильно извиняться, а попросите объяснить причину его поступка.
-
Обучение навыкам самопомощи: учите детей справляться с тревогой, например, освойте сами и помогите освоить ребёнку техники расслабления, развивайте социальные навыки – поощряйте общение со сверстниками через совместные игры и праздники. Не избегайте проблемных ситуаций – прибегайте к обсуждению.
-
Здоровый образ жизни: обеспечьте режим и правильное питание, привлекайте ребёнка к физической активности. Регулярные занятия спортом, которые приносят ребёнку удовольствие, помогают снизить уровень тревожности. Ограничьте время пользования гаджетами, помогите ребёнку наладить режим сна и бодрствования.
ТОП-5 вопросов от пациентов по этой теме
Является ли тревожность у детей нормой?
Да, в определенных ситуациях и «дозах» тревожность является частью развития.
Может ли детская тревожность пройти сама с возрастом?
Нет, чаще всего без поддержки она не исчезает, а лишь меняет форму.
Может ли тревога передаваться по наследству?
Да, определенно существует генетическая предрасположенность.
Всегда ли причина тревоги — в ошибках воспитания?
Нет, тревожность имеет комплекс причин, таких как темперамент, окружение, стресс, наследственность.
Можно ли «заразить» ребенка своей тревогой?
Да, малыши довольно часто «считывают» и перенимают тревогу родителей.
Мозг тревожного ребенка – это не сломанный механизм, а особым образом настроенный инструмент. При правильном подходе эта особенность может стать даже преимуществом – тревожные дети часто более внимательны к деталям, ответственны, эмпатичны. Наша задача – не «исправить» их, а научить жить со своими особенностями, используя сильные стороны и компенсируя слабые.
Следует помнить, что каждый ребенок с тревожным расстройством, получивший адекватную помощь в детстве – это предотвращенная взрослая психопатология, а значит реализованные возможности и полноценная жизнь.
Обращайтесь к опытным специалистам нашей клиники, которые помогут оценить эмоциональное состояние вашего ребенка и подскажут, как улучшить психологический климат в семье.
Записывайтесь на консультацию с помощью мобильного приложения, на сайте или по телефону горячей линии.
