Записаться
Позвонить
Написать
Обратный звонок
Выбор города
Саратов Волгоград Краснодар
Записаться
Позвонить
Написать
Обратный звонок
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Первые признаки тревожных расстройств у детей: как распознать и что делать?

Автор статьи: Аширова Жанна Станиславовна,
Врач-психиатр

Тревожные расстройства – это группа аффективных расстройств, при которых человек испытывает такие чувства, как страх, беспокойство, ужас, которые не соответствуют вызвавшим их обстоятельствам и препятствуют нормальным реакциям организма.

Тем не менее, в ряде случаев беспокойство относится к норме:

  • маленькие дети пугаются, когда остаются без матери, особенно, если это происходит в незнакомом месте;
  • у детей в возрасте 3-4 лет часто бывает страх темноты, пауков, жуков;
  • застенчивость у детей может привести к увеличению тревоги в новых обстоятельствах;
  • дети старшего возраста нередко испытывают страх травмы или смерти;
  • в старшем возрасте нередко нервничают, если изучают книгу в присутствии одноклассников.
Подобные случаи не считаются доказательствами расстройств, но при условии, что они не сильно выражены, не нарушают социализацию ребенка. В тех случаях, если замечены серьезные проблемы или усиливается реакция избегания, то нужна оценка наличия тревожного расстройства.

Причины возникновения заболевания

Мозг тревожного ребенка имеет уникальную нейробиологическую организацию. Это не дефект или поломка, а особый способ обработки информации, который сформировался под влиянием генетики и среды.

Амигдала – центр обработки эмоционально значимой информации. У детей с тревожными расстройствами он увеличен в объеме на 10-15% и демонстрирует повышенную реактивность. Исследование Blackford & Pine (2012) на выборке 310 детей показало 40% увеличение активности при предъявлении неоднозначных стимулов. Эта особенность позволяет быстрее замечать потенциальные угрозы, но также приводит к ложным тревогам.

Префронтальная кора – область, отвечающая за регуляцию эмоций и принятие решений. При расстройствах показывает снижение активности вентромедиальных отделов (Sylvester et al., 2025). У всех детей эта область созревает последней, окончательно к 25 годам, но у тревожных детей процесс созревания может быть замедлен на 2-3 года.

Нейромедиаторные особенности:

  • ГАМК (основной тормозной медиатор): снижение концентрации на 20-30% в коре.
  • Серотонин: нарушение баланса между синтезом и обратным захватом.
  • Норадреналин: повышение базового уровня на 40-50%.

Важное открытие последних лет – эти изменения обратимы. После успешной терапии, как психологической, так и медикаментозной, структура и функции мозга нормализуются. Мозг ребенка обладает высокой пластичностью, и правильные вмешательства буквально перестраивают нейронные сети.

Основные тревожные расстройства детского возраста

Различают следующие виды тревожных расстройств у детей:

  • сепарационное тревожное расстройство;
  • генерализованное тревожное расстройство;
  • социальное тревожное расстройство;
  • специфические фобии;
  • паническое расстройство;
  • селективный мутизм.

Основные симптомы

Нарушения чаще всего проявляются следующим образом:

  • стойкое, выраженное беспокойство;
  • гиперестезия – раздражительность, плаксивость, пугливость на незначительные раздражители;
  • избегающее поведение, которое проявляется как отказ от школы, активных игр или прогулок;
  • компульсии, например, частое мытье рук, онихофагия, перебирание одежды или волос;
  • соматические проявления: головокружение, потемнение в глазах, боли в животе или сердце.

Возможные осложнения

Следует учесть, что дети не до конца понимают, что с ними происходит, не способны оценить важность собственных переживаний, поэтому они не всегда могут своевременно сообщить о том, что их тревога увеличилась, а подавленное настроение не проходит. Долгое игнорирование этих состояний способны перерасти в депрессию или стать причиной аутических расстройств поведения. Дети склонны обвинять во всем себя, переживают одиночество и замыкаются в нем. В результате возрастает уровень социальной дезадаптации, а также риск попыток суицида.

Диагностика

Специалист использует следующие методы для выявления расстройства: 

Беседа. Общение с ребенком позволяет выяснить тревоги и страхи, а также обнаружить их причину, которая может скрываться в деструктивных семейных отношениях, проблемой в школе или с учебой, или же быть вызвана каким-либо тяжелым событием в прошлом.

Наблюдение. Оценка поведения и эмоций ребенка помогает обнаружить характерные для тревожного состояния эмоциональную и двигательную скованность, гиперреакции на раздражители, например, вход другого человека в помещение или шум за пределами кабинета. Дети младшего возраста нередко не хотят отходить от мамы или же не смотрят в глаза, отводя взгляд.

Опросники. Используются стандартные методики для выявления тревоги, такие как шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса, тест на определение уровня тревожности Бека.

Проективные тесты. Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются методики, выявляющие неосознаваемые доминирующие эмоции (страх, беспокойство) и проблемы в межличностных отношениях. К ним относятся рисуночные тесты (рисунок человека, семьи, несуществующего животного) и проективный тест «Выбери лицо».

ВАЖНО! Лечением занимается психиатр, психотерапевт, клинический психолог.


Консервативные методы лечения

Профессиональная помощь при выявлении тревожных расстройств у детей включает следующие методы:

  • Индивидуальная психотерапия. Сеансы когнитивно-поведенческой терапии помогают скорректировать деструктивные убеждения и заменить их на позитивные. Также психотерапевт помогает освоить навыки управления эмоциями и учит решать проблемы. В итоге ребенок лучше адаптируется в сложных обстоятельствах и имеет навыки справляться со стрессом. Кроме того, с тревогой, основанной на страхе и фобиях, помогает справиться техника систематической десенсибилизации. Это методика заключается в использовании техник релаксации для снижения уровня тревожности.
  • Семейная психотерапия. В тех случаях, если развитие тревожности связано с семейными отношениями, то необходимо провести психотерапевтическую работу с родителями. Взаимодействуя с семьей, психотерапевт использует техники когнитивной психотерапии, гештальт-терапии, что помогает улучшить коммуникацию между членами семьи. Кроме того, родители учатся лучше понимать ребенка, контролировать собственные эмоции и избегать ситуаций, провоцирующих тревогу у малыша.
  • Лекарственная терапия. Медикаментозная помощь показана при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. Для долгосрочной терапии используются антидепрессанты. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Применение анксиолитиков в возрасте до 18 лет оправдано в исключительных случаях, когда имеются острые симптомы. С этой целью используются бензодиазепины, терапия проводится краткосрочно.

Профилактика заболевания

Включает следующие факторы:

  • Семейная атмосфера и воспитание. Нужно стремиться создать доверительные отношения в семье. Для этого будьте открыты к общению, внимательно слушайте ребёнка, смотрите в глаза и больше обнимайте его, поощряйте и хвалите за успехи, даже небольшие, формируйте адекватную самооценку, выделяя его достоинства. Обязательно будьте последовательны, установите чёткие правила и ожидания, и следуйте им сами, последовательность в воспитании и поощрениях создаёт чувство безопасности). Не прибегайте к запугиванию, избегайте невыполнимых наказаний и не заставляйте ребёнка насильно извиняться, а попросите объяснить причину его поступка.

  • Обучение навыкам самопомощи: учите детей справляться с тревогой, например, освойте сами и помогите освоить ребёнку техники расслабления, развивайте социальные навыки – поощряйте общение со сверстниками через совместные игры и праздники. Не избегайте проблемных ситуаций – прибегайте к обсуждению.

  • Здоровый образ жизни: обеспечьте режим и правильное питание, привлекайте ребёнка к физической активности. Регулярные занятия спортом, которые приносят ребёнку удовольствие, помогают снизить уровень тревожности. Ограничьте время пользования гаджетами, помогите ребёнку наладить режим сна и бодрствования.

ТОП-5 вопросов от пациентов по этой теме

Является ли тревожность у детей нормой?

Да, в определенных ситуациях и «дозах» тревожность является частью развития.

Может ли детская тревожность пройти сама с возрастом?

Нет, чаще всего без поддержки она не исчезает, а лишь меняет форму.

Может ли тревога передаваться по наследству?

Да, определенно существует генетическая предрасположенность.

Всегда ли причина тревоги — в ошибках воспитания?

Нет, тревожность имеет комплекс причин, таких как темперамент, окружение, стресс, наследственность.

Можно ли «заразить» ребенка своей тревогой?

Да, малыши довольно часто «считывают» и перенимают тревогу родителей.

Мозг тревожного ребенка – это не сломанный механизм, а особым образом настроенный инструмент. При правильном подходе эта особенность может стать даже преимуществом – тревожные дети часто более внимательны к деталям, ответственны, эмпатичны. Наша задача – не «исправить» их, а научить жить со своими особенностями, используя сильные стороны и компенсируя слабые.

Следует помнить, что каждый ребенок с тревожным расстройством, получивший адекватную помощь в детстве – это предотвращенная взрослая психопатология, а значит реализованные возможности и полноценная жизнь.

Обращайтесь к опытным специалистам нашей клиники, которые помогут оценить эмоциональное состояние вашего ребенка и подскажут, как улучшить психологический климат в семье.

Записывайтесь на консультацию с помощью мобильного приложения, на сайте или по телефону горячей линии. 

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ

Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача!


Врачи
Стаж: 1 год
Аширова Жанна Станиславовна
Врач-психиатр
Прием пациентов с 2 до 18 лет
Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра первичный: 3000 ₽ 1500 ₽ Акция!
Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра повторный: 3000 ₽ 1500 ₽ Акция!
Запишитесь на прием:
ул. Никитинская, 52
Запись по телефону +7 (473) 373-03-03
Мы используем файлы cookies и сервисы интернет-аналитики, такие как Яндекс.Метрика, для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie и подтверждаете, что ознакомлены с Политикой в отношении обработки персональных данных.